Самодисциплина
Студенческая жизнь кажется веселой и хаотичной, однако именно во время учебы в вузе большинство людей учится быть самостоятельными и ответственными, контролировать и мотивировать себя. В школе многих заставляют учиться родители и учителя, тогда как в вузе вы предоставлены самому себе. Хотите — гуляйте и развлекайтесь весь семестр, только потом именно вы будете разбираться с пропусками и несданными работами, договариваться с преподавателями и пытаться вызубрить полугодичный курс за несколько недель сессии.
Шутка о том, что выпускники вузов ценны за счет своей способности несколько лет заниматься скучным и тяжелым делом, тоже вполне актуальна. Даже на самой любимой работе будут трудные и неинтересные вам задачи, и умение справляться с ними несмотря на нежелание — важное конкурентное преимущество.
Работая над курсовыми и дипломами, студенты учатся планировать сложные долгосрочные проекты, укладываться в сроки и не сходить с пути на длительной дистанции. Даже самые неорганизованные умудряются взять себя в руки и распланировать все хотя бы на время сессии. А если воспринять обучение в вузе как тренировку и развитие способностей к самоконтролю, тайм-менеджменту и дисциплине, можно достичь еще лучших результатов, которые помогут в дальнейшей работе.
Систематизация мышления
По мнению исследователей, которые занимаются профессиями будущего, чем дальше, тем больший объем труда будет автоматизироваться и передаваться компьютерам. Главное преимущество человека будет не в знании конкретной информации, до которой уже сейчас можно дотянуться за считанные секунды, а в умении структурно мыслить, вычленять главное, замечать нюансы.
Этого можно не заметить, но бесконечные эссе о Зигфриде, лабораторные работы по оптике или рефераты о семье как социальном институте помогают организовывать мышление. Для того, чтобы выполнять необходимые задания, вы учитесь ориентироваться в огромном потоке информации, находить и вычленять нужную, анализировать ее и определенным образом обрабатывать.
При создании ответов развивается критическое мышление, вы структурируете свою устную и письменную речь, учитесь ясно и полно доносить мысли и идеи до окружающих. Объемные задания (курсовые и дипломы) развивают не только самодисциплину, но и проектное мышление, умение выстраивать как структуру будущей работы, так и стратегию ее создания. А нестандартные творческие задания поддерживают в студентах креативность и умение находить новые, небанальные решения.
Стрессоустойчивость
Активная жизнь невозможна без внезапных авралов, неприятностей, ошибок и неудач. Поэтому так важно научиться справляться с сопровождающими все это эмоциональной болью, неуверенностью и стрессом. В программу вуза не входит курс по поведению в трудных ситуациях, но сам процесс обучения представляет собой как бы симулятор «взрослой» жизни, где студенты проходят все этапы и трудности рабочих будней, но только в камерных и менее критических условиях.
Неуды, пересдачи и нелестные отзывы преподавателей заставляют пережить всю горечь провалов, бороться с ощущением собственной никчемности и профнепригодности, отделять себя от своей работы, легче воспринимать критику. А неизбежно возникающие конфликты с педагогами и однокурсниками учат справляться с прессингом со стороны условных «коллег» и «начальства», отстаивать свои интересы и, если нужно, находить компромиссы, прислушиваясь к мнению других. Каждый студент множество раз погружается в сильнейший стресс во время сессии и находит свой способ справляться с ним, становится менее восприимчив к подобным ситуациям на работе.
Адаптивность
Несмотря на все исследования, указывающие на минусы многозадачности, в современном мире все же нужно постоянно переключаться между разными делами, быстро реагировать на изменения и перестраиваться под новые требования. Суматошная студенческая жизнь, когда о грядущей контрольной по матанализу узнаешь за десять минут до ее начала, пары внезапно отменяются, а проекты делаются накануне ночью, становится отличным тренингом адаптивности.
Даже если не говорить о хаотично возникающих трудностях и переменах, сама структура обучения, в которой пары по квантовой механике перемежаются с социологией, позволяет «раскачивать» мозг, учит переключаться между совершенно разными и по типу, и по методологии занятиями.
При этом за счет разностороннего образования, которое дается в вузе, становится не так важно то, какую именно специальность получил выпускник: если совсем уж не прогуливать непрофильные предметы, он способен в определенной степени разобраться в самых разных дисциплинах. Широкий кругозор тоже является огромным плюсом и дает возможность легче, чем другие, переходить из одной области в другую.
Социализация и полезные связи
Обучение в вузе развивает навыки коммуникации и работы в команде над совместными проектами. Постоянная смена преподавателей заставляет студентов адаптироваться к различным методикам и типам личности условных «начальников», находить к каждому свой подход.
Другое несомненное преимущество, которое дает учеба в вузе, — это постоянная погруженность в среду единомышленников. Все годы обучения вы находитесь среди близких вам по духу людей, увлеченных тем же делом, планирующих реализоваться в той же сфере.
Дружба и общение в университете обогащает, помогает развиваться и дает полезные связи. Даже если пока ваши однокурсники кажутся обычными беспечными студентами, со временем многие из них смогут поддержать в новом проекте или начинании. А если в вузе стремятся нанимать на преподавательские должности реальных специалистов профильной индустрии, то педагоги также смогут оказать вам поддержку: не только подсказать, куда стоит обратиться, но свести с нужными людьми и представить кому-то.
Обсуждение материала
Оставить комментарий