![](http://www.ucheba.ru/pix/upload/default/378847_268311629879128_2029719558_n.jpg)
По первому образованию я инженер-электроник, я окончила Политехнический университет, факультет технической кибернетики и начала работать в Научно-исследовательском институте электроизмерительных приборов. В конце 90-х, в разгар кризиса, предприятия и конструкторские бюро стали одно за другим закрываться, но я как раз узнала, что в школе, где учился мой ребенок, требуется учитель информатики. Я пришла в школу, когда не было ни учебников, ни программ по информатике. Мне сразу дали с 1-го по 11-й класс, и сначала это было балансированием между тем, что можно дать школьникам на стареньких "Корветах" с прошитым Бейсиком, и тем, что на самом деле хотелось им дать. Впрочем, постепенно появились учебники, программы, современное оборудование и четкое понимание того, что стоит делать и как.
Я абсолютно согласна с наполнением программы по информатике, как раз к ней нет претензий. Но мне немножко грустно, что другие предметы у нас отстают от тех новых технологий, которые неизбежно приходят в нашу жизнь. Хочется большей межпредметности, большего взаимодействия педагогов и детей внутри дисциплин. Это многое даст детям и обогатит и самих педагогов, поскольку расширять кругозор, выходить за рамки предметов — это обязательное качество современного учителя. Собственно над этим мы сейчас работаем у себя в школе. Уже десять лет у нас (а надо подчеркнуть, что это школа с художественно-эстетическим профилем) работает студия "Имитационное моделирование", в которой изучается робототехника, инженерное 3D-моделирование, электроника.
это поколение удивительное — они очень быстрые
Это поколение удивительное — они очень быстрые, их мозг работает стремительно. Они отличаются от нас. Для них не очень важно, откуда что-то взялось или как получилось, они легко встраивают в свою жизнь решения, которые нашли, не особо задумываясь над тем, каким образом это возникло. Говорят, что у них «клиповое сознание», «мозаичное мышление». Это действительно так. Наверное, это своего рода защита — ежедневно на нас обрушивается такой огромный поток информации, и если в каждое событие, в каждый факт вдумываться, то, наверное, выжить в современном мире не получится. Поэтому детям очень легко собирать информацию, легко учиться.
Если мы говорим про новые технологии, то только дети, которые растут в информационной среде, могут быть успешными сегодня. Если ребенка лишить всей этой обвязки — возможности работать с Интернетом, с компьютером каждый день, — он не сможет, просто читая книжки, выйти на тот уровень, который сейчас требуется, не станет специалистом, поскольку не будет практики, среды программирования.
Я считаю, что педагогическая задача не в том, чтобы сказать: ты этим пользоваться не будешь, а в том, чтобы найти и использовать преимущества технологий, показать, какие плюсы они могут дать, и при этом четко определить риски. Задача не оградить, а выработать правильный иммунитет против тех проблем, которые создает такое мощное воздействие информационной среды.
это правильно, когда креативность соединяется с техническими знаниями
Я считаю, что понятие «одаренность» есть, но и воспитание играет немалую роль. Скажем, рождаются люди, которые от природы наделены музыкальным слухом, они, очевидно, будут успешны, если с ними заниматься музыкой. При этом я знаю много примеров, когда дети начинают «слышать» только к 10—11-му классу, потому что 10 лет занимались развитием слуха. То же самое и с алгоритмическим мышлением. Есть дети — от природы уникальные программисты, им ничего не стоит слету понять алгоритм. Они родились такими. Но если работать, то и алгоритмическое мышление можно в себе развить. Точки старта разные: изначально талантливый ребенок будет развиваться по одному пути, а тот, который сначала не показывал особых успехов, но старался, разовьется иначе, но все же станет крепким, грамотным специалистом.
Мой сын учится в нашей школе, хотя он «айтишник» до мозга костей. Я его сознательно не увожу из школы с эстетическим уклоном, потому что часто вижу умных инженеров, классных специалистов, деформированных в сторону узкой технологизации. Проблема в том, что для детей, у которых хорошо идут точные дисциплины — программирование, математика, — часто не очень доступен чувственный мир, ощущения, гармония красок и так далее. Когда человека искусственно вырывают из среды и помещают в узкие рамки, ориентируют только на технические дисциплины, только на логическое развитие, это обедняет.
Есть и обратная ситуация: «Я гуманитарий и ничего не пойму в точных науках». И это то, что мы у себя в школе стараемся изменить: мы хотим разъяснить значимость математических дисциплин, технического творчества. И вот уже наши первоклассники с удовольствием записываются на робототехнику. Я часто наблюдаю, как дети, которые учатся в школе с гуманитарным уклоном и занимаются на техническом отделении, выгодно дополняют свои конструкторские умения творческими способностями. Это правильно, когда креативность соединяется с инжинирингом.
Любую способность в ребенке можно и нужно развивать: художнику, музыканту нужно с детства развивать алгоритмическое мышление, а программисту — художественное восприятие. Человек будущего должен быть гармоничным.
Обсуждение материала
Оставить комментарий