Мой город — Абакан
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как выиграть «Всерос» по редким предметам

Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 дисциплинам. Среди них есть не только общеобразовательные предметы, но и направления, необычные для олимпийского движения. В этом году школьники демонстрировали свои достижения в том числе по астрономии, МХК, технологии, экологии, ОБЖ, физкультуре. О том, как добиться высоких результатов, «Учёба.ру» побеседовала с победителями и призерами олимпиады — 2018.
Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
29 мая 2018
Фото: Sagesolar / Flickr / CC BY 2.0
Стас Цапаев,
ученик 11 класса школы № 1589,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2018 по астрономии

«Мое увлечение астрономией началось с кружка — там я решал задачи по основным темам и осваивал базовые вещи. Потом начал заниматься самостоятельно. К олимпиадам я готовился, в основном, в 8 и 9 классах, дальше было значительно легче: достаточно просто прорешивать подряд «Всеросы» прошлых лет (все задачи есть на astroolymp.ru). Все, что непонятно, можно узнавать из литературы или спрашивать у старших. Зачастую необходимые выкладки вообще можно найти и непосредственно в файле с авторскими решениями. Кроме того, в олимпиадах по астрономии очень сильно помогают знания по физике. Если получается добиться результатов на физических олимпиадах, то для успехов в астрономических особых усилий не требуется.

Из полезных учебных пособий могу порекомендовать «Общий курс астрономии» (Э. Кононович, В. Мороз) и «Fundamental Astronomy» (H. Karttunen). Второй учебник значительно лучше, но он на английском. Также много информации можно найти в сообществе «Астрономические олимпиады» «ВКонтакте». Там же размещен «Астрадь» — краткий сборник астрономических понятий и формул, написанный участниками олимпиады.

В этом году мне можно было участвовать сразу в заключительном этапе олимпиады, так как есть диплом прошлого года, но из интереса я прошел и региональный тур (всем, кстати, советую, помогает проверить знания). Что касается сложности заданий, что-то существенное появляется только на заключительном этапе, а на предыдущих турах требуются лишь базовые знания по программе, немного опыта и чуть-чуть аккуратности. Заключительный этап проводится в три тура, задания в этом году оказались довольно простыми (правда, с несколькими существенными подводными камнями), поэтому критерии оценивания были жесткими, расписанными до мелочей.

Чтобы выиграть «Всерос» по астрономии, достаточно хорошей мотивации, некоторых знаний по предмету и знакомства со стилем заданий (для этого необходимо прорешивать задачи прошлых лет — чем больше, тем лучше). Ничего непосильного здесь нет. В будущем я хочу заниматься наукой, поэтому собираюсь поступать на факультет общей и прикладной физики МФТИ. В ближайшее время планирую подтянуть необходимые для учебы в университете предметы (программирование, английский), а в июле — съездить на сборы перед международной олимпиадой по астрономии. Кстати, параллельно со сборами каждый год проходит «Летняя астрошкола» — всем будущим олимпиадникам советую, по возможности, в ней участвовать».

Стас Ивлев,
ученик 11 класса Кадетского корпуса Следственного комитета РФ имени Александра Невского,
призер Всероссийской олимпиады школьников-2018 по ОБЖ

«В кадетском корпусе, где я учусь, ОБЖ уделяется много внимания, ведь это именно тот предмет школьного курса, который в экстренной ситуации может спасти жизнь. На этих уроках ты учишься выживать в автономных условиях, оказывать помощь пострадавшим, а также узнаешь основы военной службы. Благодаря нашим преподавателям — Олегу Николаевичу Найдину и Сергею Владимировичу Шарову — мои одноклассники-кадеты довольно хорошо знают программу ОБЖ. Я увлекся этим предметом именно после поступления в кадетский корпус, ведь для таких занятий у нас созданы отличные условия — в частности, специально оборудованный кабинет с тематическим оформлением.

Подготовку к олимпиаде я разделил на две части. Первая часть — это теория. Пробелы в знаниях помогли вычислить задания прошлых лет. Именно структуризация и анализ помогли мне на пути к финалу. Далее следовало подготовиться к практической части олимпиады. С основами военной службы у меня проблем не было, помог профиль моего учебного заведения. А вот медицинскую часть и ориентирование на местности мне пришлось подтягивать. Я тренировался на медицинских тренажерах «Глаша» и «Гоша», а также изучал понятия склонения, сближения, истинного азимута, магнитного азимута и другие определения топографии.

Региональный этап запомнился благодаря месту проведения практического тура. Он проходил в центре подготовки МЧС России. Это была непередаваемая атмосфера. Заключительный этап начался для меня со встречи в аэропорту Шереметьево с командой Москвы, с которой мы уже успели сдружиться на учебных сборах. На следующий день после нашего прилета в Уфу, где в этом году проходил финал, нас ждал теоретический тур. Я не могу сказать, что волновался. Волнения не было. Сказывалась поддержка тренерского штаба сборной, за что огромное им спасибо.

Сначала я не мог поверить, что стал призером, ведь существует мнение, что это слишком сложно. Но, как показала практика, если заниматься с энтузиазмом, то все осуществимо. Чтобы победить на «Всеросе» не нужно быть гением, но необходимо иметь достаточный багаж знаний практически по всем школьным предметам. На мой взгляд, достаточно добросовестно отнестись к подготовке, добавить каплю дисциплинированности, «залить соусом» эрудиции, присыпать сверху усердными занятиями, украсить замечательной командой и тренерским составом, — и блюдо с изысканным вкусом победы будет готово».

Анна Морковникова,
ученица 11 класса школы № 1028,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2018 по физкультуре

«Я всегда активно занималась спортом. Сначала это было плавание, затем спортивные танцы, а последние пять лет я занимаюсь легкой атлетикой. В олимпиадах по физкультуре начала участвовать с 7 класса. Перед финалом «Всероса» все участники сборной команды Москвы проходят теоретическую и практическую подготовку. По теории у нас были занятия раз в неделю, а в остальные дни мы готовились к практическому туру (легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика и задания по прикладной полосе препятствий). Три раза за этот год мы выезжали на сборы в Белоруссию, где интенсивно занимались.

Финал проходил в Ульяновске. Там у нас практически не было свободного времени, что мне очень нравилось. Перед каждым испытанием я сильно волновалась. Тренеры и ребята по команде поддерживали меня, и это помогало справляться с волнением и испытаниями. Практический тур состоял из большого количества разноплановых заданий. В блоке спортигр нужно было продемонстрировать навыки игры в футбол, флорбол, баскетбол: например, мы обводили конусы футбольным мячом, били по воротам, бросали мяч в кольцо. По гимнастике необходимо было составить связку из различных элементов. Из-за дождя прикладная полоса препятствий располагалась в зале. Среди заданий была стрельба из электронного оружия, прыжки, бег по бревну, метание теннисного мяча, пролезание и оббегание конусов.

Я думаю, чтобы выиграть «Всерос», нужна огромная мотивация и стремление к победе, также очень важен интерес к предмету. Пока я не смогла выбрать университет, но одним из вариантов будет РГУФК, потому что я не представляю свою жизнь без спорта».

Александр Киселев,
ученик 11 класса школы № 171,
призер Всероссийской олимпиады школьников-2018 по экологии

«Я учусь в профильном биологическом классе при МГУ, где предусмотрен отдельный курс по экологии. Серьезно заниматься этим предметом я начал еще в 9 классе. Все началось с курса лекций по экологии (в том числе и для подготовки к олимпиаде) в рамках биологического кружка. Мне было интересно попробовать принять участие в олимпиаде, и школьные учителя меня в этом поддерживали. В качестве подготовки я учил теоретический материал (частично из лекций, частично из учебников) и готовил проект, который требуется представить на региональном и заключительном этапах.

Заключительный этап в этом году состоял из двух туров: теоретического и практического. В рамках обоих нам были предложены задания на знание экологии и по содержанию выполненного проекта, на которые нужно было дать письменный ответ.

Волнения не было, поскольку для меня это был уже третий «Всерос». Чтобы выиграть эту олимпиаду, нужно просто разбираться в предмете, иметь интерес и терпение, которые позволяют узнавать и изучать новые его аспекты. В ближайшее время в моих планах — подготовиться к ЕГЭ и хорошо сдать его, чтобы иметь и другие варианты для поступления, кроме экологических направлений».

Алиса Сырбу,
ученица 11 класса школы № 1212,
призер Всероссийской олимпиады школьников-2018 по МХК

«МХК в школе мы изучали только в 7 классе, но учительница активно приглашала нас участвовать в олимпиаде, поэтому я писала ее почти каждый год. По-настоящему серьезные занятия МХК начались, когда в 8 классе я поступила в художественную школу. Там мы раз в неделю слушали курс по истории искусств, от первобытного мира до наших дней. Так я поняла, насколько мне интересен этот предмет, и начала усерднее участвовать в олимпиадах. В 10 классе, уже по предложению учительницы ИЗО, я снова написала школьный тур по МХК, но более серьезно и обдуманно. К сожалению, в тот год я стала только призером региона, в финал не прошла. Это дало мне повод готовиться еще активнее, чем я и занималась все лето перед 11 классом.

К школьному и муниципальному этапу я практически не готовилась, только читала искусствоведческую литературу и ходила в музеи. Сразу после муниципального этапа начала посещать курсы в Центре педагогического мастерства, где нас готовили непосредственно к «региону». Вместе с нашими преподавателями я поехала на сборы в декабре и целую неделю интенсивно готовилась к олимпиаде. Такие же сборы у нас были и перед финалом. Во многом мне помогла наша школьная учительница, которая давала необходимую литературу и отвечала на мои вопросы.

Финал проходил в Смоленске и состоял из двух туров — теоретического и творческого. На первом туре были вопросы по изобразительному искусству, музыке и кино, много заданий на атрибуцию произведений искусства и их анализ. Например, в первом задании мы анализировали «Кошачий дуэт» Пирсолла. Нужно было отметить средства музыкальной выразительности и настроение, «сюжет» произведения. На творческом туре — моем любимом — мы должны были придумать парк храмового зодчества, составить путеводитель, нарисовать обложку и карту к нему, написать таблички. Художественное оформление тоже сыграло большую роль, за него давали достаточно много баллов. На награждении я безумно радовалась — все-таки это был мой первый и последний финал «Всероса». Было бы обидно после такой долгой подготовки и вечного стресса остаться ни с чем.

Для успеха на «Всеросе» по МХК нужно, в первую очередь, смотреть задания прошлого года, а также критерии, ключи, работы победителей. К сожалению, зачастую самым важным в олимпиаде становится такое своеобразное «задание» — как понять, что от тебя хочет жюри. Например, в творческом туре за аллегорические заголовки дается больше баллов, чем за простые и конкретные. Такое условие не прописано в задании, но знать это важно и нужно. Конечно, теоретические знания тоже играют большую роль. Хронологическая табличка по всем стилям и эпохам иногда может просто «спасти жизнь».

Сейчас я готовлюсь к экзаменам и поступлению в вуз на отделение искусствоведения. Благодаря олимпиаде я могу не волноваться об экзаменах, но сдать их на «отлично» все равно хочется, хотя бы для себя».

Саша Кузьмин,
ученик 11-го класса школы № 878,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2018 по физкультуре

«Я занимаюсь спортом с 5 лет, у меня первый разряд по спортивной акробатике и футболу. В 9 классе учитель физкультуры предложил мне поучаствовать в олимпиаде, так началась моя олимпийская карьера. Уже в 10 классе я попал в команду кандидатов в сборную Москвы. Целый год я готовился с тренерами, чтобы достичь такого результата.

В этом году заключительный этап «Всероса» по физкультуре отличался от финалов в предыдущие годы. В программу было включено очень много спортивных дисциплин, в которых ты должен показать свои навыки: футбол, баскетбол, флорбол, гимнастика и, самое сложное, бег на 3 км. Во время бега проявляются твои «физические кондиции» и, конечно же, морально-волевые качества, так как очень трудно перебороть самого себя, ведь дистанция немаленькая.

Волнение преследовало меня на протяжении всей олимпиады. Очень сложно управлять эмоциями, но, если ты справишься с ними, то будешь на пьедестале. Чтобы выиграть «Всерос», нужно иметь волю к победе и желание достичь успеха.

Мои интересы спортом не ограничиваются, в будущем хочу заниматься банковским делом, поэтому планирую поступать в РЭУ имени Плеханова. Также в качестве одного из вариантов рассматриваю спортивное образование и поступление в РГУФК. Так что с вузом пока до конца не определился».

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
29 мая 2018
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты