Проект «5-100»
Проект государственной поддержки российских вузов работает с 2013 года. Цель проекта — появление в России к 2020 году группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных соответствовать мировым тенденциям развития и мобильно реагировать на глобальные изменения. Не менее пяти вузов должны войти в Топ-100 мировых рейтингов университетов.
В проекте в результате конкурсного отбора приняли участие 21 вуз из разных регионов России, среди которых:
- НИУ ВШЭ;
- Университет ИТМО;
- Дальневосточный федеральный университет;
- Санкт-петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина);
- НИТУ «МИСИС»;
- НИЯУ «МИФИ»;
- МФТИ;
- Казанский Федеральный университет и другие.
Цели исследования
Исследование Счетной палаты РФ «Анализ эффективности мер государственной поддержки российских университетов, направленных на повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» преследовало 2 цели:
- Оценить результаты мер государственной поддержки ведущих университетов РФ;
- Оценить деятельность университетов по повышению их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Итоги анализа
Достижение целей
В соответствии с «Проектом 5-100» к 2020 году не менее пяти российских вузов должны были войти в первую сотню ведущих мировых университетов.
По итогам 2020 года ни один из 21 вуза — участника «Проекта 5-100» не вошел в первую сотню таких международных институциональных рейтингов университетов как ARWU, THE и QS. Лучших результатов удалось достичь на уровне предметных рейтингов — по итогам 2020 года восемь университетов вошли в топ-100 отдельных предметных рейтингов ARWU, THE и QS.
Эффекты для системы высшего образования
Реализация «Проекта 5-100» сопровождалась ростом масштаба и усилением роли российской университетской науки: удельный вес публикаций университетов «Проекта 5-100» в общем числе российских публикаций, индексируемых в Web of Science, вырос с 17,4 % в 2012 году до 33,3 % в 2019 году, а доля университетов проекта в общероссийском объеме публикаций в журналах первого квартиля за тот же период увеличилась с 19,7 до 47,7 %.
Вместе с тем, проект способствовал поляризации и усилил дифференциацию между вузами — участниками программ поддержки и университетами, которые эту поддержку не получали: вузы, принимающие участие в «Проекте 5-100» одновременно с участием в иных государственных программах поддержки (национальные исследовательские университеты, федеральные университеты и другие), как правило, аккумулировали большую часть финансовых и кадровых ресурсов, привлекали наиболее перспективных студентов и исследователей, что усилило диспропорции внутри системы высшего образования в России.
Итоги для университетов-участников
Конкурсный отбор университетов для «Проекта 5-100» привел к тому, что его участниками стала неоднородная группа вузов, для которой устанавливался одинаковый набор целевых параметров и показателей результативности, а сложившаяся модель финансирования лишь закрепляла диспропорции внутри группы университетов — объем финансирования, который получали вузы первой группы, в 6–7 раз превышал объем государственной поддержки, предоставляемой вузам третьей группы.
В результате в большинстве вузов средства, полученные в рамках «Проекта 5-100», составляли менее 10% от общего объема их доходов, что не всегда было достаточно для полноценной трансформации в рамках программ развития.
Тем не менее, участие университетов в «Проекте 5-100» привело к росту показателей, связанных с научной активностью, коммерциализацией научных исследований и разработок, численностью иностранных преподавателей. Например, объем средств, поступивших от научных исследований и разработок, за период с 2016 по 2019 год увеличился в 14 вузах.
Выводы о результатах проекта
Реализация «Проекта 5-100» позволила сформировать в стране группу университетов — лидеров, а также встроиться в мировые тенденции реализации программ академического превосходства и усилить масштаб и значимость университетской науки.
Проект также задал новые стратегические ориентиры развития для российских университетов прежде всего за счет необходимости позиционирования вузов в глобальном масштабе, что потребовало соответствующей перестройки стратегий и программ развития вузов, иной системы управления и организации научно-исследовательского и образовательного процессов на основе мировых стандартов.
Обсуждение материала
Оставить комментарий