О программе
Программа реализуется при поддержке Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов и соответствует стандарту подготовки психологов-консультантов экзистенциально-аналитического направления Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International, Wien, Австрия)В программе принимает участие Альфрид Лэнгле - доктор психологии (Ph.D), доктор медицины (M.D.), врач, психотерапевт, президент Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International), ученик В.Франкла.По окончании выдается: диплом о профессиональной переподготовке МГППУ.Выпускники программы могут стать членами Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов (при выполнении требований ассоциации).
Дополнительная информация
Программа состоит из 7 модулей.1. Введение в экзистенциальный анализ и логотерапию.Знакомство с историей возникновения направления и его спецификой, с основными понятиями и концептами, в том числе, с положениями экзистенциально-аналитической антропологии как глубокой основы консультативной и психотерапевтической работы. Понимание и использование экзистенциально-аналитической теории мотиваций в работе с людьми.2. Первая фундаментальная мотивация — онтологическое измерение экзистенции.Знакомство с экзистенциально-аналитическим представлением о мотивационном базисе и условиях его возникновения. Умение анализировать блокады мотивации на уровне первой фундаментальной мотивации. Работа над способностью выдерживать и принимать что-то в жизни, над темой доверия. Освоение навыков работы с чувством неуверенности, с проблематикой недостатка мужества и доверия к себе и другим, а также освоение феноменологического метода как основного инструмента экзистенциально-аналитической консультативной и психотерапевтической работы.3. Вторая фундаментальная мотивация — аксиологическое измерение экзистенции.В фокусе изучения находятся темы чувств, ценностей, построения хороших отношений с собой и другими людьми, умение ухаживать за собственной витальностью и жизнью, а также понимание препятствий для проживания этого. Освоение навыков сопровождения процесса печали (горевания) и оказания помощи при утратах. Экзистенциально-аналитический подход к работе с яростью. Освоение метода прояснения ценностей и др. Знакомство с экзистенциально-аналитической теорией эмоций и основами аксиологии.4. Третья фундаментальная мотивация — этическое измерение экзистенции.Изучается проблематика самостановления человека: с одной стороны, право быть самим собой, проживать свою уникальность и неповторимость, а, с другой, необходимость быть в социуме, согласовывать себя с другими, оставаясь при этом самим собой. Темы проведения границ, аутентичности, самоценности, совести и сверх-Я, вины и стыда и др. Освоение навыков применения метода персонального экзистенциального анализа в консультативном формате работы, метода изменения позиции, освоение ступеней работы над процессом прощения, работы с виной и чувством вины, с проблематикой нарушенной самоценности и др.5. Четвёртая фундаментальная мотивация — праксиологическое измерение экзистенции.В центре изучения находятся понимание вопросов смысла — онтологического и экзистенциального, феномена «экзистенциального вакуума» как последствия отсутствия смысла. Темы экзистенциального поворота, осуществления выбора и принятия решения, тема свободы, воли и блокад, препятствующих её осуществлению. Особое внимание уделяется умению работать с пограничными экзистенциальными ситуациями, отсутствием переживания ценностей и смысла, а также связанной с этим проблематикой многочисленных кризисов. Освоение навыков применения метода жизненного горизонта и метода нахождения смысла, метода укрепления воли. Экзистенциально-аналитическая интервенция кризиса, выявление суицидальности у пациентов и работа с данной проблематикой, а также психологическое сопровождение умирающего человека.6. Основы психологического консультирования. Основы понимания психической патологии и психологической помощи в рамках экзистенциально-аналитической консультативной работы.Освоение основных правил, принципов, центральных элементов и структуры построения консультативного процесса, основ диагностики психических расстройств и экзистенциально-аналитических методик и стратегий работы в консультативном формате с некоторыми видами расстройств. Темы сопротивления, переноса и контрпереноса и обхождения с ними, а также понятие нормы и патологии и др. Обучение навыкам применения специфических экзистенциально-аналитических методов, таких как: метод нахождения персональной позиции, дерефлексия, парадоксальная интенция.7. Супервизия.Представление консультативной работы с клиентами/пациентами из собственной практической деятельности. Соединение изученного материала с практикой, умение не выходить за границы консультативного формата работы (сообразно приобретённым компетенциям), помощь в разборе наиболее трудных случаев. Освоение навыков феноменологического описания случаев и их анализа в терминах экзистенциально-аналитического подхода, умение видеть и осмыслять ошибки в собственной работе.Самостоятельная работа в малых группах на протяжении всего обучения вне рамок сетки основного расписания, по заданию преподавателей. Малые группы формируются в процессе обучения. Частота встреч малых групп — 2 раза в месяц.Завершающее групповое самопознание «Персональное развитие и готовность к профессиональной деятельности», которое формально не является зачетным мероприятием, но по своей содержательной значимости приравнивается к нему, поскольку личность консультанта/психотерапевта, а также умение строить диалогичные персональные отношения рассматриваются в экзистенциально-аналитическом консультировании и психотерапии в качестве одного из основных факторов воздействия. Проходит в форме обратной связи относительно профессионального развития за три года обучения, которую получает каждый слушатель от других участников группы и преподавателя.