Бакалавриат, код направления 19.03.01
Специальность Биотехнология
Это направление бакалавриата предполагает дальнейшее обучение в магистратуре. Поэтому на первой ступени обучения студенты получают лишь базовые знания. В рамках естественно-научной подготовки изучают биологию, химию (органическую и неорганическую), экологию. Среди базовых дисциплин направления – инженерная графика, прикладная механика, основы биотехнологии, процессы и аппараты биотехнологии, безопасность жизнедеятельности. Изучают приборы и компьютерные системы, знакомятся с техническим обслуживанием установок. Практика проходит в лабораториях и НИИ.
Биотехнологи работают в научных и исследовательских центрах, лабораториях, клиниках, фармацевтических компаниях. Они исследуют, получают и применяют ферменты и вирусы различного генеза. Изучают микроорганизмы, клеточные культуры животных и растений. Продумывают и разрабатывают технологии получения новых структур, возможные варианты их использования в химической, пищевой и биологической промышленности. В составе рабочих групп принимают участие в экспериментах по созданию новых лекарственных препаратов, биологически-активных веществ.
Профили обучения: биотехнология, пищевая биотехнология, химическая биотехнология
Формы обучения: очно, очно-заочно
Вузов
По этой специальности
87
В среднем по другим
16
Проходной балл
На эту специальность
35-88
В среднем на другие
43-87
Бюджетных мест
На эту специальность
2 283
В среднем на другие
259
Хочешь сдать ЕГЭ на 80+ и поступить в вуз на бюджет?
Поможем подготовиться к ЕГЭ на высокие баллы с гарантией поступления в онлайн-школе Учеба.ру
- Расскажем о системе эффективной подготовки
- Познакомим с онлайн-школой и платформой
- Ответим на вопросы и запишем на занятия
С какими ЕГЭ можно поступить
Вузы по специальности
Университет ИТМО один из ведущих вузов России в области информационных и фотонных технологий, получивший в 2009 году статус национального исследовательского университета. С 2013 года Университет ИТМО участник программы “Проект 5-100”. Это дает университету возможность обеспечить самые комфортные условия для работы российских и зарубежных студентов и преподавателей, создать уникальную среду для развития науки и образования.
Вуз в рейтингах
7 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
12 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2023 года было оценено более 1300 вузов из 97 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%).
13 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России или Сеченовский Университет — крупнейший исследовательский медицинский вуз, флагман медицинского образования в России. Здесь учатся и проходят повышение квалификации более 30 тысяч врачей и фармацевтов системы здравоохранения России. «Дорожная карта» вуза направлена на развитие традиционных компетенций врача, а также на развитие новых в области системной биологии, инжиниринга, материаловедения и информационно-коммуникационных технологий.
Вуз в рейтингах
5 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии азиатского агентства ShanghaiRanking Consultancy. В исследовании участвуют более 1200 вузов и только 500 попадают в итоговый список. Рейтинг сфокусирован на научной и академической деятельности вузов, чтобы снизить влияние особенностей национальных систем образования на итоговую оценку. Вузы ранжируются на основе шести показателей, в том числе количество выпускников и сотрудников с Нобелевской или Филдсовской премией, число высоко цитируемых исследователей, число статей, опубликованных в авторитетных журналах Nature и Science. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
21 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2023 года было оценено более 1300 вузов из 97 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%).
15 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
7 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – национальный исследовательский университет и научный центр мирового уровня «Передовые цифровые технологии», входит в программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Сегодня в СПбПУ учится 33 тысячи студентов на более 70 направлениях подготовки бакалавриата и специалитета в едином кампусе. Университет сотрудничает с 500 компаниями-работодателями, а также взаимодействует с 350 вузами из 64 стран.
Вуз в рейтингах
5 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии азиатского агентства ShanghaiRanking Consultancy. В исследовании участвуют более 1200 вузов и только 500 попадают в итоговый список. Рейтинг сфокусирован на научной и академической деятельности вузов, чтобы снизить влияние особенностей национальных систем образования на итоговую оценку. Вузы ранжируются на основе шести показателей, в том числе количество выпускников и сотрудников с Нобелевской или Филдсовской премией, число высоко цитируемых исследователей, число статей, опубликованных в авторитетных журналах Nature и Science. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
3 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
13 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2023 года было оценено более 1300 вузов из 97 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%).
8 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
Более 120 лет университет предлагает своим абитуриентам все возможные химические специализации. Основное направление — «Химическая технология», ежегодно на него принимают около 500 первокурсников. Среди сотрудников университета два лауреата Нобелевской премии. На базе вуза создана Международная академия бизнеса Mendeleev. РХТУ является организатором Межрегиональной химической олимпиады школьников им. Саркисова для учащихся 9-11-х классов.
Вуз в рейтингах
10 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
24 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2023 года было оценено более 1300 вузов из 97 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%).
41 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
Главный классический университет России, центр отечественной науки и культуры. Для абитуриентов МГУ открыты 40 факультетов, здесь можно получить образование по всем основным классическим направлениям. Наиболее популярны и, как следствие, труднодоступны юридический и экономический факультеты. Обучение ведется по интегрированной шестилетней программе. В состав МГУ входят 7 филиалов, а также совместный с Китаем университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне.
Вуз в рейтингах
1 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии азиатского агентства ShanghaiRanking Consultancy. В исследовании участвуют более 1200 вузов и только 500 попадают в итоговый список. Рейтинг сфокусирован на научной и академической деятельности вузов, чтобы снизить влияние особенностей национальных систем образования на итоговую оценку. Вузы ранжируются на основе шести показателей, в том числе количество выпускников и сотрудников с Нобелевской или Филдсовской премией, число высоко цитируемых исследователей, число статей, опубликованных в авторитетных журналах Nature и Science. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
1 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
1 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2023 года было оценено более 1300 вузов из 97 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%).
1 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
Поступление по олимпиаде
01 февраля - 01 апреля
заключительный очный этап
Всероссийская Сеченовская олимпиада школьников
Ⅱ
уровень
5-11
классы
01 октября - 01 октября
отборочный онлайн этап
Всероссийская олимпиада школьников по математике
«Всеросс»
уровень
4-11
классы
Профессии
Космобиолог изучает мировой опыт космических полетов живых организмов, исследует возможности существования жизни за пределами Земли и осуществляет поиск признаков жизни на других планетах и спутниках. Он разрабатывает биологические технологии и методы, применимые в космических условиях и создает модели искусственных стабильных экосистем для орбитальных станций, длительных перелетов и будущих космических поселений. Также он проводит эксперименты на борту космических аппаратов и станций для изучения биологических процессов в космосе и участвует в разработке систем жизнеобеспечения космических станций. Космобиолог разрабатывает программы адаптации космонавтов после возвращения на Землю, публикует научные статьи и участвует в научных конференциях, ведет образовательную и просветительскую деятельность.
Биохимик изучает процессы, происходящие в телах и вещества, на клеточном уровне. В рамках своих исследований он может отслеживать соотношение веществ внутри клетки, отмечать, какие из этих процессов влияют на состояние клетки, и делать необходимые выводы для отрасли, в которой он работает. Например, биохимик, трудящийся в сфере сельского хозяйства, может вывести формулу идеального удобрения. А работающий в фармакологии биохимик — определить нормы создания безопасных и эффективных лекарств. Также специалисты в этой области могут делать научные открытия о свойствах веществ благодаря своим исследованиям.
Материаловед изучает физико-химические свойства материалов, такие как прочность, термостойкость, проводимость и коррозионная стойкость. Он разрабатывает новые материалы с улучшенными характеристиками для машиностроения, строительства, медицины и авиации. Исследуя структуру и состав материалов с помощью микроскопии и рентгеновского анализа, специалист создаёт композиты и сплавы, объединяя свойства различных материалов для достижения лучших результатов. Он проводит тестирование материалов в различных условиях эксплуатации, чтобы определить их поведение под воздействием температур, давления и химических веществ. Полученные результаты внедряются в производственные процессы для создания новых изделий. Материаловед работает с программным обеспечением для моделирования и прогнозирования свойств материалов, оптимизирует существующие материалы и технологии для повышения их эффективности и снижения затрат. Он участвует в научных исследованиях, публикует результаты своих разработок и внедряет инновации в промышленность.
К нейробиологу обращаются в тех случаях, когда не получается поставить точный диагноз. Он изучает закономерности и особенности работы человеческого мозга. Его исследования находятся на стыке нескольких дисциплин — биологии, химии и психологии. Кроме того именно нейробиологов привлекают к разработке систем искусственного интеллекта (потому что мозг — отлично функционирующая модель). Специалисты, как правило, трудятся в научно-исследовательских лабораториях.
На полках магазинов реально встретить овощи и фрукты, которые с точностью можно отнести к достижениям биотехнологов. Эти специалисты занимаются тем, что меняют структуру и строение продукта, совершенствуя таким образом различные его полезные свойства. Кроме того, часто именно благодаря биотехнологии создаются новые лекарственные препараты для предотвращения и лечения тяжелых заболеваний.
Профессия имеет множество специализаций. Биолог может работать как с живой средой, так и с неорганическими веществами. Цель также может отличаться. Полученные данные могут использоваться как для развития фундаментальной науки, так и для решения прикладных задач (например, выведение нового сорта любых растений). Объединяет все направления и специализации одно — проведение полевых и лабораторных исследований элементов окружающей среды. Для этого существуют специальные технологии и алгоритмы, которым биологу необходимо следовать.
Биоинженерия — молодая наука, которая решает задачи из сферы биологии с помощью математических, физических и инженерных методов. Биоинженеры выращивают ткани и даже органы для пересадки, создают генетически модифицированные организмы и биотехнологии: например, штаммы бактерий, способные очищать воду от нефтяных загрязнений. Биоинженер должен понимать и любить математику, а также быть усидчивым, поскольку результатов исследований иногда приходится ждать годами.
Основной инструмент микробиолога — микроскоп. С его помощью он изучает вирусы, бактерии и другие микроорганизмы. Специалист выясняет, насколько они живучи, под воздействием чего погибают и чем могут быть полезны человеку. Все это он делает с помощью экспериментов и наблюдения. Полученные полезные сведения он передает специалистам из других областей. Так, например, для фармацевтов знание о том, что губит тот или иной патоген, может лечь в основу работы над инновационным лекарством. В пищевой промышленности информация о том, как бороться с поражающими еду микроорганизмами, может быть использована для, например, изменения технологии хранения продуктов или их консервации. Однако при этом микробиологу нужно соблюдать все условия для своих исследований, чтобы получить верные результаты.
Задача разработчика — создать недостающую часть тела человека, которая по своей функциональности не будет уступать настоящей. Речь идет не только о протезах конечностей, но и об имплантах. Например, специалист в этой сфере может создать электростимулятор, возвращающий подвижность парализованным людям, или биоимплант, выполняющий функции глаза. Задание для разработчика может быть и более сложной — например, создать имплант человеческого сердца или почки.
Похожие специальности
бакалавриат
Направление находится на стыке двух разных сфер: техники и биологии. На программе изучаются как инженерно-технические дисциплины (информационные технологии, инженерная и компьютерная графика, метрология, стандартизация и технические измерения, электротехника и электроника), так и естественно-научные (химия, биология, экология, биофизические основы живых систем).
Экзамены в 46 вузах:
математика
русский язык
физика
специалитет
Биоинженеры расшифровывают геномы, изучают пространственную структуру биомолекул, разрабатывают методы молекулярной диагностики и создают новые лекарственные препараты.
Экзамены в 16 вузах:
математика
русский язык
биология
бакалавриат
На направлении предусмотрен расширенный блок естественно-научных предметов. Выпускники работают в машиностроении, на химических и химико-технологических производствах, косметических фабриках, в горно-добывающих компаниях.
Экзамены в 39 вузах:
математика
русский язык
химия